Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Зайчик с. Эльхотово
Елоева Софья Борисовна
и
Реимбаева Римма Матьякубовна
Педагогическое кредо:
С ритмом в сердце... С мелодией в душе... С музыкой по жизни...
Музыкальный руководитель – это особая профессия. Я должна всё уметь делать: играть на музыкальных инструментах, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т.д. Я должна поднимать настроение детям и их родителям, должна постоянно учиться, быть психологом, умеющим договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.
Но музыкальный руководитель – это не только затейник, сценарист и режиссёр праздников. В первую очередь -это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей. Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребёнка, является языком его души.
Мы стараемся не отставать: интересуемся всеми проблемами ребёнка, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. Работая по программе И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева "Праздник каждый день", используем современные педагогические технологии: музыкального воспитания, песенного творчества, исполнительских умений, танцевального творчества, детского оркестра, технологии проектирования музыкально-обогащённой среды в музыкальном зале и группах. Постоянно находимся в творческом поиске, интересуемся новинками методической литературы.
Стараемся создать каждому ребёнку условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и развития музыкальных способностей. В игровой форме помогаем детям самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, регулировать собственное поведение.
Огромная любовь к детям, к любимому делу, полная отдача сил и знаний, целеустремлённость – эти качества помогают нам преодолевать все трудности в своей музыкально-воспитательной деятельности, что даёт вдохновение для творчества.
В чём же счастье нашей работы?
Оно наступает тогда, когда мы видим, что наши дети могут станцевать задорный танец, спеть песню, сыграть в оркестре или показать сказку.
Мы можем видеть плоды своего труда.
Музыкальное воспитание дошкольников
О благоприятном воздействии музыки на развитие ребенка в одиннадцатом веке говорил еще великий ученый - энциклопедист, врач Ибн Сина (Авиценна): " К числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления натуры относятся во-первых, легкие покачивания, во - вторых - музыка и пение”. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе воспитания музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности. Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, без которого жизнь становится обыденной. Интерес к музыке (музыкальному искусству), знание ее является важным показателем духовной культуры человека. Музыкальные занятия в детском саду построены с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Благодаря внедрению конспектов занятий из программы «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой и И. Новоскольцевой мы решаем главную методическую задачу – обогащение детей музыкальными занятиями и представлениями в процессе веселой, насыщенной музыкальной игры. В нашем детском саду детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Ребята приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений.
В список традиционных мероприятий входят:
— День Знаний 1 Сентября. — «Новогодний карнавал» — «Масленица» - Проводы русской зимы — «Выпускные праздники» (для подготовительных групп) — «Праздник, посвященный Дню Победы» — «День защиты детей»----«Праздник наших мам»
Правила поведения родителей на празднике.
1. Не опаздывать на детский праздник.
2. Помнить, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Поэтому родителям следует приходить в хорошем эмоциональном настроении и поддерживать детей во время выступления аплодисментами.
3. Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды (в холодное время года).
4. Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами.
5. Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада.
6. Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.
7. Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места.
8. Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста.
9. Если на празднике присутствуют две группы детей (это более 40 детей), то к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.
Родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение). Но такие выступления необходимо заранее обговорить с музыкальным руководителем и воспитателем.
В случае невыполнения вышеуказанныхправил или другого неадекватного поведения со стороны родителей присутствие взрослых зрителей будет отвлекать детей, мешать им сосредоточиться на выразительности своего выступления, нарушит праздничный настрой детей.
«Консультация для педагогов «Функциональная музыка в режиме дня детского сада»
· Музыкальные зоны
· Памятка воспитателю - ПРАЗДНИК - это важно!
· Рекомендации «Весёлые игры и конкурсы на дне рождения»
· "ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ" Консультация для родителей ясельных групп
· Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов
· «Игры под классические мелодии»
· Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста
· Консультация для родителей «Музыкальная терапия»
· Консультация для воспитателей «Музыка как часть образовательной среды в детском саду» (муз.руководитель Пилипенко В.В.)
· Консультация для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ «Упражнения на развитие чувства ритма» (муз.руководитель Пилипенко В.В.)
· Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Роль воспитателя и ведущего на празднике» (муз.руководитель Пилипенко В.В.)
· Консультация для родителей «Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников» (муз.руководитель Пилипенко В.В.)
· Консультация для родителей «Как устроить ребенку праздник» (муз.руководитель Пилипенко В.В.)
· Словарный запас «Эмоции , чувства , настроение…»(муз. руководитель Пилипенко В.В.)
· Небольшие стихотворения «Месяцы в году» (муз. руководитель Симкина С.Л.)
Какое воспитательное значение имеет песня для детей дошкольного возраста?
Голос ребёнка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные особенности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма. К.Д. Ушинский отметил: «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувства…» От правильного организованного обучения пению с раннего возраста в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности. Родителям детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на то, какие песни слушает ваш малыш дома. Какой воспитательный характер несет слушаемая песня.
Пойте вместе с детьми и помните, какое воспитательное значение несет песня!!!
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу.
В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Советуем приобрести для детей:
«Музыкальный букварь » Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка - детям» со ст. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.
КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ.
Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. К музыкальной деятельности способны все дети и если умело ими руководить , они овладеют интонированием песен с некоторыми нюансами, ритмическими музыкальными движениями, приучатся слушать музыку. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. В детском саду есть для этого все возможности: 2 раза в неделю, для каждой группы проводятся музыкальные занятия, вечера досуга, дни рождения, ежедневно, по утрам, гимнастика под музыку.
Как видите, дети музыкой в саду заняты достаточно. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать.
Чем дети становятся старше, тем у них больше музыкально - слуховой опыт, вырабатывается музыкальные представления, развивается логическое мышление. Научившись в движении с лушать музыку ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. В подготовительной группе при прослушивании пьесы Чайковского «Болезнь куклы» дети очень тонко подмечают настроение.
Музыка нужна детям не только на занятиях, но и в быту. Можно при обычной прогулке заметить, как шелестят листики, поют птицы и т.д. Музыкальное воспитание влияет на умственное развитие детей.
В каком возрасте можно начинать музыкальное воспитание? Начинать музыкальное воспитание необходимо ещё тогда , когда ребёнок находится на животике. Процесс несложен: слушайте спокойную классическую музыку, пойте ребенку колыбельные, собирайте фонотеку или видеотеку с записями хорошей музыки для детей и т.п. И тогда вы несказанно удивитесь, почему ребенок в колыбельке не кричит, а вроде как воркует некий известный ему мотив, или подпевает песню, доносящуюся из радиоприемника и телевизора. Получается у него совсем чуть-чуть, но по меркам его возраста супер гениально.
Слушая с детьми музыкальные произведения, определите с ребенком какой смайлик больше подходит под звучащую музыку.